• Управление по труду и занятости населения Алтайского края в микроблоге Твиттер
  • Управление по труду и занятости населения Алтайского края в Фейсбуке
  • Управление по труду и занятости населения Алтайского края в Живом журнале

Информация о развитии социального партнерства в Алтайском крае
 
В 2016 году продолжен курс на формирование эффективных форм взаимодействия между органами власти, работодателями, профсоюзами по решению вопросов в сфере труда в режиме социального партнерства.
 
В 2016 году краевой трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений рассмотрены 17 актуальных вопросов, инициированных сторонами. В их числе: о прогнозе социально-экономического развития Алтайского края в 2016 году и основных социально-трудовых аспектах бюджета Алтайского края на 2016 год; о результатах мониторинга по исполнению Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»; о ходе подготовки летней оздоровительной кампании детей в 2016 году и мерах по совершенствованию системы отдыха и оздоровления детей и др.
 
В практику работы комиссии вошло обсуждение проектов законов Алтайского края и иных нормативных правовых актов по вопросам регулирования социально-трудовых отношений. Так, комиссией одобрен проект закона Алтайского края «О внесении изменений в закон Алтайского края «О социальном партнерстве в Алтайском крае» и закон Алтайского края «О краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений». Закон принят на пятой сессии Алтайского краевого Законодательного Собрания 26.01.2017 года в окончательной редакции.
 
Изменения, внесенные законом Алтайского края от 01.02.2017 № 7-ЗС «О внесении изменений в закон Алтайского края «О краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» и закон Алтайского края «О социальном партнерстве в Алтайском крае», учитывают переход Алтайского края на новую, правительственную, модель управления. Такая модель предусматривает широкое вовлечение институтов гражданского общества, общественных объединений в процедуру выработки и подготовки решений. В связи с этим закон устанавливает, что координаторы сторон комиссии от краевых объединений профсоюзов и работодателей являются полноправными участниками заседаний Правительства Алтайского края при рассмотрении вопросов регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений.
 
В целях поддержания переговорного процесса в городах и районах края в правовом поле закон предусматривает, что сторону профсоюзов при заключении территориального трехстороннего соглашения может представлять как координационный совет организаций профсоюзов – представительство Алтайского краевого союза организаций профсоюзов в муниципальном образовании, так и сам Алтайский крайсовпроф при отсутствии координационного совета в территории.
 
Сторону работодателей муниципального образования, в свою очередь, представляет территориальное объединение работодателей, созданное в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2002 № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей», и (или) филиалы (представительства) региональных объединений работодателей.
 
Кроме того, законом установлено, что принятые сторонами соглашения, в том числе регионального соглашения о размере минимальной заработной платы в Алтайском крае, решения по итогам рассмотрения отказов работодателей от присоединения к ним (проведения консультаций с этими работодателями) оформляются в письменном виде и направляются соответствующим органом исполнительной власти Алтайского края, органом местного самоуправления в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, вместе с копиями отказов этих работодателей от присоединения к соглашениям.
 
Продолжена практика проведения выездных заседаний комиссии. На заседании, состоявшемся на базе ЗАО «Санаторий «Россия» в г. Белокуриха с участием глав, заместителей глав, руководителей органов по труду администраций городских округов и муниципальных районов Алтайского края, представителей территориальных объединений профсоюзов и работодателей, главной темой стало состояние социального партнерства в муниципальных образованиях Алтайского края.
 
Участники заседания ознакомились с опытом отдельных предприятий по решению социально-трудовых вопросов в своих коллективах, а также оценили действенность механизмов социального партнерства на территориальном уровне. Комиссией отмечено, что основными сдерживающими факторами развития социального партнерства являются отсутствие либо малочисленность легитимной стороны работодателей и сокращение профсоюзных организаций.
 
В Алтайском крае созданы и зарегистрированы в установленном порядке:
в 30 территориях – Союзы, Ассоциации, Объединения работодателей, (Алейский, Бийский, Благовещенский, Бурлинский, Быстроистокский, Ельцовский, Зональный, Каменский, Ключевский, Курьинский, Михайловский, Новичихинский, Первомайский, Поспелихинский, Ребрихинский, Романовский, Рубцовский, Смоленский, Советский, Тогульский, Топчихинский, Третьяковский, Усть-Калманский, Усть-Пристанский, Целинный, Шелаболихинский, Шипуновский районы, города Алейск, Белокуриха и Яровое);
в 9 городах – филиалы объединения работодателей Алтайского края «Союз промышленников» (Барнаул, Бийск, Заринск, Новоалтайск, Рубцовск);
в ЗАТО Сибирский – Алтайское краевое отраслевое объединение работодателей «Союз жилищно-коммунальных организаций».
 
Таким образом, только в 40 муниципальных образованиях (68 %) социальное партнерство легитимно.
 
В связи с этим сторонам социального партнерства муниципального уровня рекомендовано принять дополнительные меры по созданию территориальных объединений работодателей. Кроме того, сторонам социального партнерства направлены рекомендации по повышению эффективности социального партнерства в территориях.
 
Наряду с Региональным соглашением между Алтайским краевым союзом организаций профсоюзов, краевыми объединениями работодателей и Правительством Алтайского края на 2014 – 2016 годы (в редакции от 21.12.2016) и Региональным соглашением о размере минимальной заработной платы в Алтайском крае на 2016 – 2018 годы в крае в 2016 году действовало 22 Региональных отраслевых и 69 территориальных трехсторонних соглашений. Действие соглашений считается распространенным на всех работодателей края и позволяет в договорном режиме решать вопросы оплаты труда, улучшения условий и охраны труда работников, занятости, переобучения, рабочего времени и времени отдыха, предоставления работникам социальных льгот и гарантий.
 
При осуществлении уведомительной регистрации все соглашения анализируются на наличие в них условий, ухудшающих положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами. Кроме того, определяется преемственность обязательств территориальных соглашений и регионального трехстороннего соглашения, наличие в них рекомендованных управлением индикативных показателей, а также обязательств сторон, необходимых для эффективного регулирования территориального рынка труда муниципального образования.
 
По итогам 2016 года обязательства в соглашениях актуализированы во всех территориях, за исключением Краснощековского района, ряду территорий выданы рекомендации. Условий, ухудшающих положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, не выявлено.
 
Обязательства региональных и территориальных соглашений транслируются на уровень организаций и закрепляются в коллективных договорах, которые заключены в 6532 организациях края и распространяют свое действие на 424,9 тыс. работников. По итогам 2016 года охват работников колдоговорами по краю составил 68,1 % (в 2015 году – 64,8 %).
 
Коллективные договоры являются действенным инструментом социальной защиты работников.
 
Развитие договорных отношений в Алтайском крае включает в себя и механизмы частно-государственного партнерства.
 
Одной из форм социального партнерства в Алтайском крае являются соглашения о совместном содержании объектов социальной сферы, заключаемые на уровне сельских поселений. Сегодня реализуется 1168 соглашений в 500 поселений края. Реализация таких Соглашений – это один из источников поддержки в надлежащем виде объектов социальной сферы на селе.
 
Продолжена практика подписания Соглашений о социально-экономическом партнерстве с ведущими организациями Алтайского края.
 
Так, реализуются соглашения между Праительством Алтайского края и АО «Бийскэнерго», ОАО «Кучуксульфат», ОАО «Алтайский Химпром», ООО «Золото Курьи», ОАО «Сибирь-Полиметаллы», АО «БМК Меланжист Алтая» о социально-экономическом партнерстве, в которых одним из основополагающих пунктов является вопрос индексации заработной платы.
 
В сфере сельского хозяйства реализовывались соглашения о социально-экономическом партнерстве с ООО «Алтаймясопром» Тальменского района; ООО «Казачья станица» г. Барнаула; ООО «Сибирские бычки» Павловского района.
 
Кроме того, между управлением Алтайского края по пищевой, перерабатывающей, фармацевтической промышленности и биотехнологиям с предприятиями отрасли подписано 23 соглашения об информационном сотрудничестве в рамках реализации государственной программы Алтайского края «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2015 – 2020 годы (об использовании знака «Алтайские продукты + 100 к Здоровью»), в том числе в 2016 году – 6.
 
Сельхозтоваропроизводители и предприятия пищевой и перера­батывающей промышленности, осуществляющие переработку молока, вели работу в рамках заключенного Соглашения о социально-экономическом взаимодействии между Ассоциацией «Совет муниципальных образований Алтайского края» и НО «Союз сыроделов Алтайского края».
 
Ежегодно между Правительством Алтайского края и органами местного самоуправления муниципальных образований заключаются соглашения о взаимодействии в области планирования социально-экономического развития. В соглашениях на 2016 год предусмотрены показатели, направленные на повышение уровня заработной платы, легализацию доходов и выполнение обязательств по установлению размера заработной платы работникам реального сектора экономики. Предусмотрены обязательства муниципальных образований по повышению эффективности социального партнерства через заключение и реализацию территориальных трехсторонних отраслевых соглашений, коллективных договоров организаций, заключению соглашений о социально-экономическом сотрудничестве с хозяйствующими субъектами.
 
Кроме того, реализуется 68 соглашений о взаимодействии по обеспечению эффективной занятости населения между Министерством труда и социальной защиты Алтайского края и администрациями муниципальных районов и городских округов, 27 соглашений с работодателями края о стратегическом партнерстве на рынке труда. Реализация соглашений способствует улучшению качества рабочих мест, увеличению налогового потенциала территорий, повышению уровня жизни граждан и членов их семей.
 
В рамках соглашений ведется также сотрудничество с органами труда и занятости 73 регионов по оказанию содействия в трудоустройстве безработным и ищущим работу гражданам (обмен вакансиями), а также по обмену опытом работы в сфере труда и занятости населения.
Продолжена работа по развитию института социально ответственных работодателей.
 
В 2016 году проведена социальная экспертиза 86 деклараций работодателей, претендующих на включение в реестр социально ответственных и социально ориентированных работодателей. По результатам комплексной оценки деятельности работодателей в социально-трудовой сфере подготовлено 68 положительных заключений и 18 – отрицательных.
 
Так, указами Губернатора Алтайского края от 14.01.2016 № 2, от 27.06.2016 № 67, от 23.09.2016 № 105 и от 09.12.2016 № 157 статус «Социально ответственный работодатель Алтайского края» присвоен 27 работодателям реального сектора экономики.
 
Также приказами Главтрудсоцзащиты 9 предприятий реального сектора экономики отнесены к категории «социально ориентированный работодатель» и 29 социально ориентированных некоммерческих организаций признаны прошедшими добровольную сертификацию соответствия требованиям законодательства в области социально-трудовых отношений.
 
Основными причинами выдачи работодателям отрицательных заключений являются: отсутствие необходимого пакета документов (16 случаев), не проведение или частичное проведение в организациях оценки условий труда (10 нарушений), низкий уровень среднемесячной заработной платы в организациях реального сектора экономики (7 случаев), наличие неисполненной обязанности по уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации налогов, сборов, пеней и сумм налоговых санкций, а также страховых взносов во внебюджетные фонды (4 нарушения), невыполнение установленной квоты приема на работу инвалидов (2 случая), не проведение периодических медицинских осмотров работников (2 нарушения).
 
Соответствие работодателей категории «социально ответственный работодатель» и «социально ориентированный работодатель» учитывается при принятии решений о предоставлении государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в рамках заседаний межведомственной комиссии по реализации на территории Алтайского края мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы, а также государственных программ Алтайского края и ведомственных целевых программ в сфере развития сельского хозяйства и сельских территорий.
 
При предоставлении государственной поддержи субъектам малого и среднего предпринимательства в рамках государственной программы Алтайского края «Поддержка малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае» на 2014 – 2020 годы» учитывается уровень заработной платы предприятий. В 2016 году малым и средним предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности государственная поддержка оказана в размере 27,7 млн. рублей.
 
Средний уровень заработной платы одного работника субъекта предпринимательства, получившего государственную финансовую поддержку в виде субсидий по договорам лизинга, затрат на приобретение оборудования (за исключением сельхозтоваропроизводителей), составил 20,4 тыс. рублей.
 
В 2016 году финансовую поддержку на возмещение части затрат по приобретенному оборудованию получили два социально ответственных работодателя на сумму 1,24 млн. рублей: крестьянское хозяйство «Енисей» (Новичихинский район), крестьянское хозяйство «Голиков Г.И.» (Поспелихинский район), одному социально ориентированному работодателю – ООО «Лакаса – Тэкс» (г. Барнаул), предоставлена субсидия в размере 0,46 млн. рублей по договору лизинга на приобретение оборудования.
 
В целях выявления работодателей, эффективно решающих социальные задачи, изучения и распространения положительного опыта решения социальных вопросов и в соответствии с указом Губернатора Алтайского края от 30.04.2014 № 52 проведен очередной ежегодный краевой конкурс «Лучший социально ответственный работодатель года». В 2016 году поступило 80 заявок от 52 работодателей. В соответствии с распоряжением Губернатора Алтайского края от 18.10.2016 № 77-рг к награждению представлено 35 организаций по 11 номинациям. Решением краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 14.10.2016 три предприятия производственной сферы рекомендованы к участию в конкурсе на федеральном уровне: ООО «Алтай-Форест» – в номинации «За развитие кадрового потенциала в организациях производственной сферы», Крестьянское хозяйство Гукова Александра Васильевича – в номинации «Малая организация высокой социальной эффективности», АО «Барнаульская генерация» – в номинации «За участие в решении социальных проблем территорий и развитие корпоративной благотворительности».
 
Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (протокол № 11 от 23.12.2016) утверждены итоги всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности» в 2016 году.
 
В числе победителей и призеров 2 алтайские организации:
в номинации «Малая организация высокой социальной эффективности» первое место заняло крестьянское хозяйство Гукова А.В. (Ключевский район);
в номинации «За участие в решении социальных проблем территорий и развитие корпоративной благотворительности» третье место заняло акционерное общество «Барнаульская генерация» (группа компаний общество с ограниченной ответственностью «Сибирская генерирующая компания»).
 
В целях возрождения и развития традиций наставничества, привлечения молодежи в сферу производства в крае проходит конкурс «Лучший шеф-наставник».
 
В краевом конкурсе «Лучший шеф-наставник» в 2016 году приняли участие 22 человека из 16 организаций края. Шестеро победителей конкурса награждены дипломами Губернатора Алтайского края и денежным поощрением в размере 30 тыс. рублей каждый. Один шеф-наставник отмечен Благодарностью Губернатора Алтайского края.
 
Повышению престижа рабочих профессий, росту квалификации и конкурентоспособности кадров способствует также ежегодный краевой конкурс профессионального мастерства «Лучший по профессии», являющийся региональным этапом Всероссийского конкурса.
 
В 2016 году краевой конкурс профессионального мастерства «Лучший по профессии» проведен по 5 номинациям: «Лучший токарь», «Лучший фрезеровщик», «Лучший пекарь», «Лучший формовщик колбасных изделий», «Лучший работник службы приема и размещения гостиницы/иного средства размещения». Участие приняли 56 человек из 37 организаций, 15 победителей и призеров награждены дипломами Губернатора Алтайского края и денежным поощрением в размере: 50 тыс. рублей – за 1 место, 40 тыс. рублей – за 2 место и 30 тыс. рублей – за 3 место. Победитель регионального этапа конкурса в номинации «Лучший токарь» Иванов А.Л. (ОАО «Алтай-Кокс»», г. Заринск) принял участие в федеральном этапе Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Лучший по профессии». Он вошел в пятерку лучших токарей России, заняв 4 место.
 
Торжественное награждение победителей и призеров конкурсов «Лучший по профессии» и «Лучший шеф-наставник» с участием Губернатора Алтайского края  А.Б. Карлина состоялось 17 августа 2016 года в концертном зале «Сибирь».
 
Решение вопросов социально-трудовых отношений, повышения социальной ответственности бизнеса, а также мероприятия, проводимые социальными партнерами, подробно освещались в средствах массовой информации.
 
В этих целях использованы различные информационные каналы: краевые и муниципальные печатные и электронные СМИ (радио и телекомпании: ГТРК «Алтай», «Катунь-24», «Наши новости» и др.), информагентства, информационные сайты, официальный сайт Алтайского края, сайты органов исполнительной власти Алтайского края, органов надзора и контроля, профсоюзов, общероссийский информационный портал «Работа в России».
 
За 2016 год по темам труда и занятости только Главтрудсоцзащитой подготовлено и разослано в СМИ более 1700 пресс-релизов, информационных сообщений. Для достижения широкого информационного резонанса в крае организовано более 400 специальных мероприятий для СМИ – брифинги, пресс-подходы, пресс-туры, интернет-конференции, круглые столы.
 
Как результат  в средствах массовой коммуникации размещено порядка 5000 материалов по теме занятости и труда. Общий разовый тираж печатных СМИ (краевых, федеральных, местных), задействованных в информировании о положении на рынке труда населения края, составил более полумиллиона экземпляров. Охвачены информированием граждане, проживающие на 98 % территории Алтайского края.
 
Значительная роль в информировании населения отводится современным средствам коммуникации. Количество уникальных посетителей информационного портала Алтайского края по труду и занятости в 2016 году составило 545,7 тыс. Количество просмотров страниц – 5 млн. 556 тыс.