• Управление по труду и занятости населения Алтайского края в микроблоге Твиттер
  • Управление по труду и занятости населения Алтайского края в Фейсбуке
  • Управление по труду и занятости населения Алтайского края в Живом журнале

Материалы для проведения единого информационного дня «Трудовая мобильность граждан – одна из форм содействия занятости» (24.03.2017)  

План проведения Единого информационного дня «Трудовая мобильность граждан – одна из форм содействия занятости»

1. Информирование участников ЕИД по следующим темам:
- нормативно-правовые документы по повышению трудовой мобильности граждан;
- основные направления работы центра занятости населения по повышению трудовой мобильности;
- использование центрами занятости населения современных интернет-технологий, способствующих трудоустройству в другие территории;
- использование возможностей портала «Работа в России»;
- перечень работодателей, реализующих инвестиционные проекты на территории Алтайского края.
2. Проведение видеособеседований для работодателей с соискателями из других территорий Алтайского края.
3. Презентация работодателей – участников ЕИД и последующее проведение собеседований с соискателями из числа приглашенных безработных и ищущих работу граждан, высококвалифицированных специалистов.
4. Оказание содействия гражданам в размещении резюме и работодателям в размещении вакансий на портале «Работа в России».
 
Целевая аудитория – безработные и ищущие работу граждане, трудоспособное население, работодатели, органы местного самоуправления.
 
Цель проведения – повышение трудовой мобильности жителей края.
 
Задачи, решаемые в ходе проведения – повышение уровня информированности населения и работодателей о формах взаимодействия, современных электронных технологиях и механизмах работы государственной службы занятости по предоставлению государственной услуги содействия в трудоустройстве с гражданами, желающими найти работу в другой местности.
 
Формы проведения – информационные мероприятия, совещания, дни службы занятости, круглые столы, консультации, беседы и др.
 
Необходимые нормативно-правовые документы:
 
Трудовой кодекс Российской Федерации;
Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2014 г. № 663-р «План мероприятий по повышению мобильности граждан Российской Федерации на 2014 - 2018 годы»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2015 № 885 «Об информационно-аналитической системе Общероссийская база вакансий «Работа в России»;
Приказ Федеральной службы по труду и занятости от 26.05.2015  № 158 «Об оценке деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в области содействия занятости населения, по наполнению информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России»;
Соглашение между Губернатором Алтайского края и руководителем Роструда от 02.03.2015 «О взаимодействии и взаимном обмене информацией между Федеральной службой по труду и занятости и Администрацией Алтайского края»;
Постановление Администрации Алтайского края от 24.12.2013 № 684 «Стратегия развития сферы труда и занятости населения Алтайского края на период до 2025 года»;
Приказ УТЗН Алтайского края от 20.09.2013 № 10-01/204 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги содействия безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости».
 
Введение. Трудовая миграция является одним из важнейших элементов российской экономики, действенным инструментом защиты внутреннего рынка труда, стабилизации социально-политической ситуации как в отдельных регионах страны, так и в Российской Федерации.
 
На сферу труда и занятости Алтайского края оказывает влияние территориальное, а также качественное и количественное несоответствие спроса и предложения рабочей силы, ее низкая трудовая мобильность.
 
Если брать во внимание трудовую миграцию, то причинами низкой трудовой мобильности внутри края являются отсутствие жилья и недостаточный уровень заработной платы, а также недостаточная информированность граждан о возможностях трудоустройства и обустройства в территориях, отличных от места проживания.
 
Наш регион имеет высокий уровень кадрового потенциала. В связи с этим стратегией развития сферы труда и занятости населения Алтайского края на период до 2025 года определена четкая задача по стимулированию внутрикраевой трудовой миграции с целью повышения эффективности использования трудовых ресурсов, обеспечения роста качества занятости.
 
Служба занятости заинтересована в сотрудничестве с работодателями, готовыми при трудоустройстве работников из других населенных пунктов обеспечить их жильем (проживанием на период работы). Кроме того, перераспределению трудовых ресурсов (в том числе привлечению в сельские территории необходимых специалистов) способствует реализация в крае программы «Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края» на 2012 – 2020 годы и других программ.
 
Основные направления работы центра занятости населения по повышению трудовой мобильности
 
Обеспечение доступности и качества государственной услуги содействия в трудоустройстве с гражданами, желающими найти работу в другой местности.
 
Реализуется путем наличия в центрах занятости населения возможности поиска вакансий (подбора необходимых работников) в любой территории края.
 
Специалисты оказывают содействие в подборе работы гражданам, желающим переехать (переселиться) в другую местность для трудоустройства, а также помогают подбирать подходящую работу в других территориях края тем клиентам, которые не могут трудоустроиться по месту жительства. Работодатели в свою очередь имеют возможность привлечь высококвалифицированные рабочие кадры из других городов и районов края.
 
Центры занятости населения располагают информацией о вакантных рабочих местах на всей территории Алтайского края (и в других регионах), а также имеют необходимые телекоммуникационно-информационные ресурсы для возможности первоначального дистанционного контакта работодателя и соискателя из разных территорий.
 
При подаче работодателем в центр занятости населения сведений о потребности в работниках уточняются максимально полные сведения о каждой вакансии, при необходимости с работодателем прорабатывается возможность повышения привлекательности вакансии для соискателей (организация доставки на работу, компенсация проезда сотрудникам, питание, предоставление жилья и др.).
 
Информирование о возможностях трудоустройства в другой местности
Работа с гражданами (в том числе во внешней среде) по информированию о возможности трудоустройства в другой местности, наличии единого регионального банка вакансий, услугах службы занятости в сфере содействия трудовой миграции, бесплатном государственном интернет-ресурсе «Общероссийская база вакансий «Работа в России».
 
Развитие процессов маятниковой трудовой миграции
Под маятниковой трудовой миграцией понимается регулярное перемещение населения из одного населенного пункта (места проживания) в другой – на работу или учебу и обратно без перемены места жительства.
 
Это возможность трудоустроиться гражданам, проживающим в населенных пунктах, где практически отсутствуют работодатели.
 
По итогам 2016 года наблюдается рост числа работодателей – клиентов службы занятости, выразивших готовность принимать на работу как жителей своего муниципального образования, так и соседних территорий (за 2016 год более 850 предприятий, что на 11 % больше аналогичного периода прошлого года).
 
В течение 2016 года по принципу маятниковой миграции трудоустроено 2176 граждан, обратившихся с центры занятости населения в целях поиска работы, из них порядка 78 % (1686 человек) проживают в сельской местности.
 
Сферы трудоустройства – организации сельского хозяйства (24,7 %), торговли (10,7 %), пищевой промышленности (6,9 %) и строительства (6,4 %).
 
Организация труда вахтовым методом
Еще одним направлением организации труда, повышающим трудовую мобильность населения внутри края, является вахтовый метод. В большей степени наши земляки выезжают для работы вахтовым методом за пределы территории края (привлекает более высокий уровень заработной платы и социально-бытовые условия).
 
Вместе с тем в крае имеется практика по организации вахты внутри региона. Это предприятия, занимающиеся добычей полезных ископаемых, строительные организации, например ООО Артель старателей «Поиск» (Краснощековский район), ООО «Золото Курьи» (Курьинский район).
 
Также работа вахтой (т.н. сменный график) практикуется частными предпринимателями, предприятиями малого бизнеса в периоды сезонных сельскохозяйственных полевых работ и по мере повышения в крае летней туристической активности в связи с дополнительной потребностью в рабочей силе (турбазы, оздоровительные лагеря, рестораны, кафе, торговые точки, придорожный сервис и другие объекты рекреационной инфраструктуры).
 
Сведения о гражданах, желающих трудоустроиться в другой местности (как желающих сменить место жительства, так и по принципу маятниковой миграции), которые содержатся в регистрах получателей государственных услуг – личные дела с пометкой о согласии на переезд.
Поддержание в актуальном состоянии в регистрах получателей государственных услуг сведений о гражданах, желающих трудоустроиться в другой местности (с указанием желаемой территории трудоустройства, профессии, уровня заработной платы и т.д.).
 
Предоставление государственных гарантий при переезде (переселении) граждан для трудоустройства в другую местность за счет средств краевого бюджета в рамкахрегиональной программы «Содействие занятости населения Алтайского края» на 2015 – 2020 годы
Учреждения службы занятости Алтайского края оказывают содействие безработным гражданам при переезде или переселении в другую местность для трудоустройства по направлению службы занятости. При организации переезда или переселения центр занятости населения заключает договор с безработным гражданином, на основании которого предоставляется финансовая поддержка (возмещение расходов на оплату проезда к месту трудоустройства и провоз имущества, выплата единовременного пособия и суточных на каждого члена семьи).
 
Использование центрами занятости населения современных интернет-технологий, способствующих трудоустройству в другие территории
Развитию процессов трудовой миграции способствует реализация центрами занятости населения дистанционных методов подбора кадров с использованием интернет-ресурсов:проведение видеопрезентаций, показ слайдов и видеороликов, организация видеособеседования.
 
Посредством видеосвязи ищущие работу граждане и представители работодателя имеют возможность напрямую получить информацию о вакансиях и условиях работы, о профессиональном уровне кандидатов, уточнить другие интересующие вопросы, договориться о последующей встрече.
 
За 2016 год в видеособеседованиях приняли участие порядка 800 граждан при участии 150 работодателей (при этом около 70 % – работодатели Алтайского края).
 
В подборе работников с помощью видеосвязи внутри Алтайского края активно участвуют работодатели сферы образования (школы сельских территорий края), здравоохранения, торговли, промышленности, сельского хозяйства. По итогам проведенных видеособеседований трудоустроено 94 человека.
 
При подборе работы в другой местности (а также с ознакомительной целью) сотрудники центров занятости населения могут наглядно продемонстрировать гражданам основную информацию о предприятиях с помощью электронной презентации работодателя путем показа тематических слайдов, видеороликов.
 
Такие материалы о работодателях различных территорий края находятся в общем доступе для специалистов службы занятости в папке «Отдел содействия трудоустройству»/«Презентации работодателей» на корпоративном сервере.
 
Презентации, как правило, транслируют данные об основной деятельности предприятия, имеющейся инфраструктуре, социальных льготах для сотрудников, включая фото рабочих помещений и т.д.
Использование электронной презентации удобно тем, что дает возможность гражданам, желающим трудоустроиться в другой местности, получить необходимую информацию о работодателе и вакансиях в центре занятости населения по месту проживания.
 
Вместе с тем организация электронных презентаций о стабильно работающих (или динамично развивающихся) предприятиях края, имеющих привлекательные рабочие места, а также возможность и готовность принять необходимых работников из других территорий, может способствовать принятию гражданином, первоначально ищущим работу по месту жительства, положительного решения о переезде с целью трудоустройства.
 
Использование возможностей портала «Работа в России»
Информационно-аналитическая система Общероссийская база вакансий «Работа в России» (далее – «Портал») запущена в промышленную эксплуатацию 03.07.2015 на заседании Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности. Доступ к данному Порталу осуществляется по ссылке: http:/trudvsem.ru/.
 
Портал является важным инструментом реализации государственной политики в сфере занятости населения, направленным на стимулирование внутренней трудовой мобильности, сглаживание диспропорций на рынке труда, снижение напряженности на рынке труда трудоизбыточных регионов.
 
Отличиями портала являются:
  • Бесплатность для пользователя;
  • Надежность контрагентов;
  • Отсутствие рекламы;
  • Поддержка со стороны органов государственной службы занятости населения. Вакансии и работодатели на портале подлежат тщательной проверке.
         Порядок регистрации на Портале совмещен с регистрацией на портале государственных услуг (https://www.gosuslugi.ru). Это происходит через единую систему электронного правительства. Логин и пароль - едины.
        
Возможности Портала постоянно расширяются. На сегодня функционал Портала позволяет:
- формировать базу резюме и вакансий на основании информации, содержащейся в информационных системах органов службы занятости населения, информации, размещаемой работодателями и соискателями самостоятельно, а также информации из иных источников (частные агентства занятости, коммерческие порталы по поиску и подбору работы);
- работодателям самостоятельно осуществлять  поиск сотрудников, создавать управлять своими вакансиями. Авторизовавшись на Портале, работодатель может пригласить кандидата на собеседование. В личном кабинете работодатель может отслеживать отклики на вакансии, приглашать соискателей на собеседование;
- осуществлять подбор работы, в том числе путём подключения сервиса автоматического уведомления о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей;
- оценивать условия жизни и работы в субъектах Российской Федерации на основании статистических показателей, отражающих уровень их социально-экономического развития, контактных данных государственных и муниципальных учреждений сферы здравоохранения, образования, культуры, предложений по аренде жилья, предоставляемых на интерактивной карте страны;
- взаимодействовать работодателям и соискателям, в том числе дистанционно проводить процедуры отбора и собеседования с использованием сети Интернет (skype);
- получать доступ к информации об инвестиционных проектах, о реализации региональных программ в области содействия занятости населения.
       
Особое внимание на Портале уделяется трудоустройству инвалидов. Для этой цели предусмотрен функционал для размещения и поиска вакансий для указанной категории граждан.
 
Кроме того, на Портале пользователи могут самостоятельно размещать резюме, которым могут воспользоваться работодатели напрямую для подбора кандидата на вакансию либо в кадровый резерв. Для граждан, имеющих инвалидность, предусмотрена возможность указания соответствующей категории при заполнении конструктора резюме на информационном ресурсе.
 
В целях увеличения активных пользователей Портала важной задачей перед государственными учреждениями, органами местного самоуправления и находящимися в их ведении государственными и муниципальными учреждениями (унитарными предприятиями) является выполнение закрепленных постановлением Правительства РФ от 25.08.2015 № 855 «Об информационно-аналитической системе Общероссийская база вакансий «Работа в России» рекомендаций о регистрации на информационном ресурсе.
 
Одним из наиболее значимых положений указанного Постановления стало закрепление для работодателя возможности исполнения обязательства по подаче сведений о вакансиях в службу занятости населения в электронном виде. Указанная система электронной подачи информации является более удобной для работодателя, позволяет экономить средства работодателей, которые тратятся на размещение информации о вакансиях на платных Интернет-ресурсах, а также снизить риски привлечения руководителей к административной ответственности.
        
Портал находится в постоянном развитии. В 2016 году информационный ресурс дополнен следующим функционалом:
1) доступна к скачиванию мобильная версия Портала, с возможностью размещения резюме; 
2) для пользователей реализована возможность подачи жалоб на качество вакансий, на модерацию резюме/вакансий, а также функционал по обработке жалоб пользователей. В результате пользователи имеют возможность быть активными участниками наполнения Портала качественными и актуальными сведениями;      
3) пользователям Портала доступен новый модуль, обеспечивающий оценку транспортной доступности вакансии в зависимости от места расположения соискателя. При просмотре информации о вакансии в блоке «Вакансия на карте» появилась возможность построить маршрут от введенного соискателем адреса до предполагаемого места работы. Причем система предлагает сразу два варианта – «на машине» или «общественным транспортом». Варианты сортируются по возрастанию времени пути, и для каждого из них отображена длина пути;
4) создан новый раздел, содержащий сведения о вакансиях, имеющихся в организациях оборонно-промышленного комплекса России (ОПК). Соискателям доступно порядка 6,5 тысяч предложений о трудоустройстве в сфере ОПК. Практически каждое четвертое из них с возможностью предоставления жилья;
5) запущен обновленный раздел, посвященный регионам, являющимся участниками программы повышения мобильности трудовых ресурсов (https://trudvsem.ru/mobility). Благодаря ему пользователям портала стали доступны не только вакансии, по которым государство оказывает финансовую поддержку при переезде, но и в удобной графической форме представлена подробная информация о самой программе и условиях участия в ней, а также о регионах, в которые можно переехать (в программу включено 16 регионов, Алтайский край не является участником программы). Можно узнать среднюю заработную плату по региону и стоимость аренды жилья. На 01.03.2017 соискателям доступны более 650 таких вакансий;
6) доступен специальный раздел для граждан с ограниченными возможностями. В данном разделе представлена информация о существующих социальных услугах для инвалидов и правилах их оформления, а также информация о том, на какую поддержку со стороны государства могут рассчитывать граждане, ухаживающие за инвалидами. Кроме того, пользователям портала стал доступен фильтр «Квотируемое рабочее место», отражающий количество у работодателя свободных квотируемых рабочих мест для инвалидов.   Еще одним нововведением в разделе «Работа для инвалидов» стала возможность указать, в соответствии с какими ограничениями функций жизнедеятельности системе необходимо осуществить подборку предложений по трудоустройству; 
7) запущен новый сервис «Проверь трудовой договор!», благодаря которому появилась возможность оценить соответствие данного документа требованиям законодательства. Данный сервис доступен также на Портале. Перед трудоустройством теперь можно зайти на Портал и проверить проект трудового договора, предлагаемого работодателем. В свою очередь работники, уже заключившие договор, могут использовать данный сервис и проверить, соблюдены ли их трудовые права.
        
В 2017 году планируется к разработке информационный сервис персонифицированного информирования инвалидов о наличии доступных вакансий путем обеспечения интеграции федерального реестра инвалидов с Порталом.
        
В целях продвижения Портала среди граждан и работодателей на информационном портале Алтайского края по труду и занятости населения (/) создан специальный раздел, в котором размещены презентационные материалы, буклеты, инструкции для пользователей.
        
В целях оказания практической помощи соискателям и работодателям при регистрации и размещении ими информации на портале «Работа в России» специалист ЦЗН рекомендует воспользоваться инструкциями для соискателя и работодателя по использованию личного кабинета на портале «Работа в России» и консультирует граждан и работодателей по вопросам регистрации и размещения резюме/ вакансий на портале.
       
Проект Роструда по развитию Общероссийской базы вакансий «Работа в России» стал лауреатом конкурса «Проект года 2016» в специальной номинации «Лучший социально значимый проект». Конкурс «Проект года» организован официальным сообществом ИТ-директоров Global CIO при поддержке Союза Директоров ИТ России и проводится с 2012 года.
        
Участники голосования отметили важность и своевременность создания такого портала, а также то, что представленный проект Роструда «Работа в России» является один из немногих госпроектов, имеющий именно социальную направленность, представляющий возможность использования его всем гражданам страны, в том числе наименее конкурентоспособным категориям.
 
Основные направления работы ЦЗН по развитию взаимодействия с работодателями,реализующими инвестиционные проекты
        
При проведении ЕИД по взаимодействию с работодателями, реализующими инвестиционные проекты, в рамках письма от 10.04.2014 № 09/01-15/108 «О рекомендациях по взаимодействию ЦЗН с работодателями, реализующими инвестиционные проекты»целесообразно:
- оценить возможности (роль и место) ЦЗН в удовлетворении кадровых потребностей работодателя, реализующего инвестиционный проект (при наличии), в том числе на основании анализа потенциала трудовых ресурсов территории (иных территорий края);
- разработать по согласованию с работодателем комплекс возможных мер и форм сотрудничества по решению кадровых проблем работодателя (при наличии);
- обсудить возможность формирования системы прогнозирования кадровой потребности, как на ближайшую, так и на долгосрочную перспективу, учитывая при этом возможность организации профессионального обучения из числа безработных и ищущих работу граждан с гарантией трудоустройства на 2017 и последующие годы, а также подбора необходимых работников из других территорий края.
 
Необходимо акцентировать внимание представителей муниципалитетов и работодателей на взаимодействии с органами службы занятости в целях создания условий для развития эффективного рынка труда, обеспечивающего устойчивый рост качества занятости и уровня жизни населения Алтайского края в рамках утвержденной Стратегии развития сферы труда и занятости населения Алтайского края на период до 2025 года, показать при этом привлекательную сторону взаимодействия с органами службы занятости и заинтересовать их в сотрудничестве.
        
Каждый центр занятости населения должен иметь полную информацию о работодателях, реализующих инвестиционные проекты в своей территории, активно включаться в инвестиционные проекты, предусматривающие возможность решения проблем работодателей, связанных с обеспечением и подготовкой кадров, а также трудоустройства соискателей. В рамках информационного обмена центрам занятости населения необходимо продвигать государственную услугу по подбору работодателям необходимых работников, в том числе используя возможности бесплатного государственного информационного ресурса портала «Работа в России». Основной вектор взаимодействия с работодателями,реализующими инвестиционные проекты, – удовлетворение потребностей работодателей в кратчайшие сроки путем предоставления максимально удобной формы подбора необходимых работников и осуществления индивидуального подхода в работе с каждым предприятием.