• Управление по труду и занятости населения Алтайского края в микроблоге Твиттер
  • Управление по труду и занятости населения Алтайского края в Фейсбуке
  • Управление по труду и занятости населения Алтайского края в Живом журнале

Материалы для проведения единого информационного дня центрами занятости населения по теме: «Подготовка кадров для обеспечения экономики» (27 сентября 2016 года )
 
Целевая аудитория – работодатели.
 
Цель проведения – укрепление партнерства службы занятости и работодателей на рынке труда и расширение круга работодателей, сотрудничающих со службой занятости населения в вопросах подготовки кадров и профессиональной ориентации.
 
Задачи, решаемые в ходе проведения, – повышение уровня информированности работодателей о программах профессионального обучения и профессиональной ориентации.
Формы проведения: день открытых дверей центра занятости населения, встречи с работодателями и др.
 
Необходимые нормативно-правовые документы:
Трудовой кодекс Российской Федерации;
Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»;
постановление Администрации Алтайского края от 30.12.2011 № 792 «О реализации органами службы занятости Алтайского края полномочий в области содействия занятости населения»;
постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 13.01.2000 № 3/1 «Об утверждении положения об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения»;
приказ УТЗН Алтайского края от 25.08.2014 № 143 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию безработных граждан, включая обучение в другой местности».
 
Основная цель государственной политики занятости – формирование благоприятных условий для занятости населения и обеспеченности рабочей силой предприятий через экономическую стабилизацию, повышение качества и конкурентноспособности рабочей силы, развитие системы обучения кадров.
На сегодняшний день потребность работодателей в рабочих специальностях максимальна, а востребованность рабочих профессий учащейся молодежью минимальна, поэтому существует проблема нехватки рабочих кадров, падения престижа рабочих профессий. Для решения существующей проблемы центр занятости проводит следующие мероприятия:
1. профессиональная ориентация граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;
2. профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование граждан из числа безработных по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда;
3. профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, в целях возвращения к трудовой деятельности;
4. профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование незанятых граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность.
 
1. Профессиональная ориентация представляет собой систему мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в осознанном выборе профессии, наиболее соответствующей его индивидуальным возможностям и в то же время пользующейся спросом на рынке труда.
   С начала 2016 года государственные услуги по профессиональной ориентации получили 43,5 тыс. человек. Молодежь составила значительную часть в общем числе граждан, обратившихся в службу занятости населения в целях поиска работы (54 %). Оказанию государственной услуги данной категории граждан уделялось особое внимание. Более 23,4 тыс. молодых людей в возрасте до 29 лет получили помощь в выборе профессии, сферы деятельности.
   Целевым образом ведется работа со школьниками, чтобы сориентировать их на обучение востребованным рабочим профессиям, на которые имеется постоянный и растущий спрос.
В целях профессионализации учащихся общеобразовательных организаций проводится ежегодная тематическая акция «Ступени к твоей профессии». Участие в ней приняли более 10,5 тыс. школьников. Организованы профориентационные мероприятия: «День выбора профессии», «День профориентации», презентации профессий, востребованных на локальных рынках труда, индивидуальные и групповые профессиональные консультации («Мой выбор», «Я и мир профессий» и пр.).
   В мае текущего года проведена краевая ярмарка вакансий и учебных рабочих мест, где традиционно была организована профориентационная площадка для выпускников общеобразовательных школ. Профориентационные услуги получили 2,5 тыс. школьников.
В рамках сотрудничества с работодателями службой занятости населения организуются экскурсии на предприятия и в организации края. В текущем году проведена 361 экскурсия в организации края для учащихся общеобразовательных школ, в которых приняло участие 5,7 тыс. человек.
   Профессионализации школьников способствует и ежегодная летняя акция краевой службы занятости «5-я трудовая». Так, в текущем году в регионе участниками акции краевой службы занятости стали более 10,0 тыс. подростков. В организации летней занятости старшеклассников принимают участие служба занятости населения, органы местного самоуправления, органы управления образованием, предприятия и организации края.
   Также проведено более 150 различных мероприятий (день открытых дверей, презентации, ярмарки вакансий, групповые консультации) в рамках краевой профориентационной акции «Старт к будущей карьере», в которых приняли участие более 2,0 тыс. выпускников и учащихся.
   В городах и районах края проведены более 160 специализированных ярмарок вакансий для молодежи, в том числе для несовершеннолетних граждан, выпускников профессиональных образовательных организаций.
   Продолжена практика проведения совместно с органами образования городов и районов края Ярмарок образовательных услуг, в ходе которых старшеклассников знакомили с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями в квалифицированных кадрах, формами и условиями освоения профессий, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку.
   Организована работа по продвижению среди молодежи профориентационного навигатора Алтайского края «Первые шаги в будущее».
   Традиционные методы профориентации не всегда себя оправдывают. Молодые люди, подростки ждут чего-то нового, необычного, а результат профориентации, правильность и обоснованность выбора профессии (специальности), профессиональной сферы деятельности, выбор учебного заведения зависят от целого ряда факторов, в том числе и от самостоятельной работы клиента. Эта самостоятельная работа молодого человека, выбирающего свой профессиональный путь, предполагает, также получение информации на Интернет-сайтах, профориентационных порталах.
   В связи с этим Главное управление Алтайского края по труду и социальной защите совместно с Главным управлением образования и науки Алтайского края в ноябре 2015 года запустило новый проект – профориентационно-информационный ресурс «Первые шаги в будущее»(trud22-first -step-ru). Цель – создание условий для успешной самореализации молодежи в меняющихся социально-экономических условиях, обеспечение потребности экономики края в квалифицированных кадрах. В основу заложен принцип квалифицированного профориентационного просвещения.
   Задача профориентационного портала, чтобы профориентация стала увлекательной.
Информация, размещенная в этом ресурсе, общедоступна и состоит из ряда взаимосвязанных разделов. Идея дизайна – фон моря и штурвала: каждый школьник, студент, выпускник совершает увлекательное плавание на пути выбора профессии, сферы профессиональной деятельности в поисках смысла, истины, глубины. Красочная визуальная подача материала направлена на привлечение внимания молодежи к данному порталу.
   Навигатор содержит мощный информационно-справочный блок, включающий информацию о мероприятиях, акциях, конкурсах; размещены и постоянно обновляются рейтинги востребованных профессий на рынке труда Алтайского края, атлас новых профессий, каталог учебных заведений с прямыми ссылками на сайты учебных заведений края, описания профессий (профессиограммы), материалы для родителей, советы молодым специалистам.
Портал рассчитан на самостоятельную работу его посетителей, в том числе имеется большой раздел с тестами, которые помогут познать самого себя, свои возможности при выборе профессии.
Подобные ресурсы есть и в других регионах.
К достоинствам портала Алтайского края, можно отнести следующее:
- проект объединяет подростков и их родителей, студентов и молодыхспециалистов;
- включение молодежи в профориентационный процесс проходит через виртуальные интервью с профессионалами, которые рассказывают о деталях своей профессии, ее нюансах, о том, почему они ее выбрали, высказывают свои пожелания тем, кто находится на пороге профессионального выбора. Для этой цели привлекаются люди разных профессий, работающих в экономике, культуре, образовании и т. д., занимающихся реальным бизнесом.    Знакомясь с интервью, молодой человек получает увлекательную возможность проникнуть в суть профессии, увидеть перспективы, которые открывает образование региона, возможности, которые создает экономика края;
- изюминка портала – видеоэкскурсии в формате 3D на различные предприятия. Это современная форма подачи информации, позволяющая пользователю окунуться в мир той или иной профессии, на практике увидеть ее практическую составляющую и оценить условия работы и возможные карьерные перспективы. А интерактивный характер экскурсии позволяет самостоятельно строить это путешествие на свой вкус. При этом сделан акцент на современное содержание профессий, востребованных экономикой Алтайского края, повышение их престижа.
 
2. Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование  безработных граждан проводится исходя из конкретных задач организаций, перспектив их развития, совершенствования существующих и создания новых рабочих мест.
   Активная политика занятости основывается на принципе тесного сотрудничества центра занятости с работодателями всех форм собственности. Работодатели – главные партнеры службы занятости на рынке труда, от взаимодействия с которыми зависит пополнение банка вакансий и трудоустройство граждан. Поэтому обучение может проводиться по профессиям, специальностям под конкретные рабочие места, предоставляемые работодателями в соответствии с заключаемыми в установленном порядке договорами.
   При этом центр занятости обеспечивает: проведение совместно с работодателем качественного отбора кандидатов на профессиональное обучение; оказание услуги по консультированию, тестированию и профессиональной ориентации заявленных кандидатов; оплату за профессиональное обучение граждан; выплату стипендии гражданам из числа безработных в период их обучения, а при необходимости – оплату проживания и проезда к месту обучения.
   При организации профессионального обучения безработных граждан предусматривается возможность согласования учебных планов с работодателями. Центр занятости совместно с образовательными учреждениями контролирует выполнение обучаемыми гражданами учебных планов и программ, их посещаемость и успеваемость. В аттестационные (экзаменационные) комиссии могут включаться представители работодателей, для которых ведется целевая подготовка кадров. Успешное завершение профессионального обучения подтверждается документами установленного образца (диплом, свидетельство, удостоверение).
   В процессе обучения используются различные современные технологии и формы обучения: групповые, индивидуальные, очные, очно-заочные, вечерние, применяется сетевая форма обучения, дистанционная, модульная технология обучения и др. Дистанционное обучение – одна из передовых форм организации обучения. Оно способствует более эффективной реализации права на труд и обеспечению полной занятости населения, предоставляет возможность достаточно качественного образования по месту жительства с использованием современных информационных технологий. Кроме того, дистанционное обучение обеспечивает индивидуализацию обучения, свободный выбор сроков, содержания, форм и методов обучения. Оптимизируются затраты на проживание в период обучения, а также транспортные расходы до места обучения и обратно.
   В крае с начала 2016 года к профессиональному обучению приступили более 2,8 тысяч безработных граждан.
   Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование граждан организовано на базе более 100 профессиональных образовательных организаций края по различным направлениям подготовки (около 120 профессий и специальностей).
   В общем числе граждан, приступивших к обучению, около 40,0 % обучались по 4-х сторонним договорам с гарантированным  трудоустройством. Из числа завершивших обучение в 1 квартале трудоустроились 96,6 % граждан.
   Наиболее мобильны на рынке труда молодые люди в возрасте 16-29 лет. Для данной категории психологами-профконсультантами службы занятости населения предварительно проводилась работа по выявлению профессиональных склонностей в соответствии с выбранной профессией. В общем числе прошедших обучение они составили 44,0 % (1243 человек).
   Направлены на профессиональное обучение 35 несовершеннолетних в возрасте 16-17 лет. Совместно с комиссиями по делам несовершеннолетних, комитетами администраций территорий по делам молодежи организовывалось обучение подростков из неблагополучных семей, а также подростков, состоящих на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних.
   Традиционно более 40,0 % проходящих профессиональное обучение по направлению службы занятости – женщины (1,4 тыс. человек), каждая третья из них – это женщина, воспитывающая малолетних детей, детей-инвалидов, либо многодетная мать. Получили при содействии службы занятости новые профессии, либо повысили квалификацию 382 безработных женщин, воспитывающих детей в возрасте до 3 лет. 
   Выбор объемов и профилей профессионального обучения безработных граждан осуществлялся в соответствии с конъюнктурой рынка труда края.
   К наиболее массовым профессиям, курсам обучения относятся:
машинист (кочегар) котельной, оператор котельной, машинист котлов – 490 человек;
механизатор – 436 человек;
оператор ЭВ и ВМ, а также прикладные компьютерные программы – 294 человека;
электрогазосварщик, электросварщик – 216 человек;
электромонтер – 86 человек;
повар, пекарь, кондитер – 205 человек;
парикмахер, косметик, маникюрша – 198 человек;
бухгалтер – 190 человек;
продавец – 173 человека.
   Сложившиеся объемы подготовки данным профессиям обусловлены наличием заявок на подготовку от работодателей.
   Традиционно ведется подготовка механизаторских кадров по заявкам работодателей в Алейском, Баевском, Волчихинском, Косихинском, Завьяловском, Каменском, Ключевском, Крутихинском, Кытмановском, Михайловском, Немецком, Павловском, Ребрихинском, Романовском, Советском, Солтонском, Троицком, Целинном, Рубцовском, Шипуновском и других районах. Всего прошли обучение данной профессии, либо освоили работу на новой технике и трудоустроились 436 безработных граждан. Практические навыки они получали, участвуя в весенних полевых работах у потенциальных работодателей.
   В последнее время в жилищно-коммунальном хозяйстве наблюдается проблема дефицита квалифицированных кадров. Центрами занятости населения организовано обучение 490 безработных граждан профессии машинист (кочегар) котельной, оператор котельной, машинист котлов, которые после завершения обучения с наступлением отопительного сезона приступят к работе. Профессии лифтер, электромеханик по лифтам, слесарь по ремонту и обслуживанию газового оборудования, слесарь-сантехник, электромонтажник по освещению и осветительным системам получили 100 безработных граждан.
   Применялась практика использования дистанционной формы обучения по таким профессиям как бухгалтер, делопроизводитель, секретарь руководителя, оператор ЭВ и ВМ, обучение по курсу технология создания собственного дела и др. Около 10,0 % (280 человек) от общего числа граждан, прошедших обучение, обучились с применением данной технологии, что позволило гражданам маломобильных категорий, инвалидам и женщинам с малолетними детьми, получить профессию или дополнительное профессиональное образование, а также  сократить затраты на обучение (затраты на проезд, проживание).
В связи с расширением использования организациями и предприятиями в работе информационных технологий различные прикладные программы при содействии службы занятости освоили 294 безработных гражданина.
   С учетом развития в крае торговли, а также сферы бытового обслуживания населения организована подготовка парикмахеров, маникюрш, портных, продавцов, кассиров торгового зала, барменов – обучение прошли порядка 400 человек.
   По заявкам промышленных предприятий порядка 100 безработных граждан прошли обучение профессиям токарь, фрезеровщик, станочник широкого профиля, аппаратчик, наладчик станков и манипуляторов с программным управлением, слесарь-ремонтник, слесарь-электрик по ремонту электрооборудования.
   Повышению эффективности профессионального обучения способствовала работа профконсультантов службы занятости. Все безработные граждане, направляемые на профессиональное обучение, получали услуги по профессиональной ориентации. Свыше 2,7 тыс. человек прошли профессиональную диагностику в целях определения профиля профессиональной подготовки либо переподготовки. При формировании учебных групп в первую очередь учитывались активность клиента, склонности и способности к выбранному им виду профессиональной деятельности, обсуждались возможности трудоустройства после обучения.
 
3. Начиная с 2012 года службой занятости осуществляется профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Участниками данного мероприятия могут быть женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, состоящие в трудовых отношениях с работодателем и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, желающие вернуться на прежнее рабочее место или приступить к новой трудовой деятельности.
   Женщинам предоставляется возможность получить новую профессию, получить вторую (смежную) профессию, повысить квалификацию по имеющейся профессии (специальности). Обучение данной категории граждан организовано за счет средств регионального бюджета. Органы службы занятости населения гарантируют женщинам оплату за обучение в образовательных учреждениях, проживание на период обучения и проезд к месту обучения и обратно.
   В текущем году будет организовано профессиональное обучение 400 женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет, 279 женщин уже приступили к обучению. Основная доля женщин прошла повышение квалификации, либо переподготовку и вернулась на прежнее место работы.
   Основные профессии, по которым организовано обучение: бухгалтер, парикмахер, менеджер по персоналу, делопроизводитель, оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин с изучением прикладных компьютерных программ, повар, пекарь, продавец продовольственных и непродовольственных товаров, кассир торгового зала, швея.    Организовано повышение квалификации медицинских сестер, учителей и воспитателей детских садов.
   В современных условиях постоянно происходит обновление программных продуктов, используемых работодателями. Поэтому у женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком и имеющих длительный перерыв в работе, особенно востребованы курсы по освоению компьютерных программ. Всего в крае 75 женщин прошли обучение таким курсам.
Например, жительнице ЗАТО Сибирский предложили в центре занятости населения устроиться в детский сад воспитателем. Имея диплом по специальности учитель истории, молодой маме потребовались курсы переподготовки по профессии воспитатель. После получения диплома учителя не довелось работать по специальности. В небольшом военном городке было сложно устроиться на работу, поэтому выбирать не приходилось. Работала она делопроизводителем,  бухгалтером, педагогической деятельностью не занималась более 20 лет, поэтому курсы для нее были очень кстати. Уже несколько месяцев после завершения обучения она открывает для себя все новые и новые грани педагогической деятельности.
 
4. В связи с внесением изменений в федеральный Закон «О занятости населения в Российской Федерации» с 2013 года имеется возможность обучения пенсионеров в рамках государственной программы Алтайского края «Содействия занятости населения Алтайского края» на 2015 – 2020 годы за счет средств краевого бюджета. Центры занятости населения могут организовать профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование неработающих, но желающих продолжить трудовую деятельность в экономике края пенсионеров. Данное мероприятие также позволяет работодателям решить при содействии службы занятости кадровые проблемы.