• Управление по труду и занятости населения Алтайского края в микроблоге Твиттер
  • Управление по труду и занятости населения Алтайского края в Фейсбуке
  • Управление по труду и занятости населения Алтайского края в Живом журнале

Материалы для проведения Единого информационного дня «Сегодня безработный, завтра – предприниматель» (ко Дню российского предпринимательства) (26 мая 2016 года)
 
Целевая аудитория – безработные и ищущие работу граждане, начинающие предприниматели из числа бывших безработных, открывших собственное дело при содействии службы занятости населения, органы местного самоуправления.
Цель проведения – повышение информированности граждан по вопросам создания, организации и ведения предпринимательской деятельности.
 
Задачи, решаемые в ходе проведения – повышение уровня информированности граждан о возможностях, предоставляемых государственной службой занятости населения для открытия собственного дела, укрепление и развитие стартующего бизнеса.
 
Формы проведения: дни открытых дверей в центрах занятости населения, бизнес-сессии, выездные информационные мероприятия, награждение предпринимателей и др.
Необходимые нормативно-правовые документы:
Трудовой кодекс Российской Федерации;
Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»;
постановление Администрации края от 22.10.2014 № 492 «Об утверждении государственной программы Алтайского края «Содействие занятости населения Алтайского края» на 2015 – 2020 годы»;
постановление Администрации Алтайского края от 30.12.2012 № 792 «О реализации органами службы занятости Алтайского края полномочий в области содействия занятости населения»;
приказ Главного управления Алтайского края по труду и социальной защите от 30.06.2014 № 10-01/116 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации».
Информационный ресурс:
Информационный портал Алтайского края по труду и занятости населенияhttp://www.trud22.ru в разделе «Начать свой бизнес».
 
 
Введение
 
Существенная роль малого и среднего бизнеса в экономике Алтайского края подтверждается статистическими данными. На сегодня сфера предпринимательства региона объединяет 90 тысяч хозяйствующих субъектов (из них порядка 36 тыс. – это средние и малые предприятия, включая микро предприятия, индивидуальные предприниматели – 54,6 тыс. единиц) и 40 % населения, занятого на частных предприятиях. Малый и средний бизнес обеспечивает четвертую часть всех налоговых поступлений в консолидированный бюджет. К данной категории относятся 87,0 % организаций строительной сферы, более 79,0 % юридических лиц, занятых в обрабатывающих производствах, почти 74 % всех предприятий – юридических лиц края, занятых сельским хозяйством, охотой и лесным хозяйством.
 
 Негативное воздействие кризисных явлений, безусловно, повлияло на работу малых и средних предприятий. Рост процентных ставок и снижение ликвидности – эти и другие смежные факторы «ударили» по себестоимости продукции и рентабельности бизнеса, инвестиционным планам и устойчивости малых и средних организаций.
 
 Тем не менее в течение 2015 года вновь зарегистрировали свою деятельность 15 тыс. хозяйствующих субъектов, в том числе 5,4 тыс. юридических лиц и 9,6 тыс. индивидуальных предпринимателей. Темп роста регистрации юридических лиц к уровню 2014 года составил 109,8 %. Кроме того, продолжилась положительная тенденция изменения отраслевой структуры индивидуального предпринимательства, сопровождающаяся уменьшением доли занятых в сфере оптовой и розничной торговли (с 49,5 % до 48,6 %), и увеличением количества хозяйствующих субъектов, занятых в производственном секторе и сфере услуг. Так, на 117 человек выросло число предпринимателей, осуществляющих деятельность в гостиничном и ресторанном бизнесе, на 196 человек – в операциях с недвижимостью, на 112 предпринимателей приросла сфера коммунальных, социальных и персональных услуг и на 34 – сфера здравоохранения, социальных и образовательных услуг.
 
По итогам 2015 года сложилась положительная динамика поступлений в консолидированный бюджет Алтайского края налогов со специальным режимом, плательщиками которых являются субъекты малого и среднего бизнеса. За указанный период в краевой и местные бюджеты поступило 3874,9 млн. рублей, что превышает показатели 2014 года на 8,2 %. Доля в налоговых доходах края поступлений по специальным режимам увеличилась в сравнении с предыдущим годом на 0,6 процентных пункта и составила 8,5 %.
 
Усиливается роль малого и среднего бизнеса в промышленном производстве края. В таких видах обрабатывающих производств, как производство кожи и изделий из нее, производство обуви, текстильное и швейное производство, производство резиновых и пластмассовых изделий, целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность объем отгрузки продукции малыми предприятиями за 2015 год от объема по полному кругу составляет 89,0 %, 47,6 %, 22,6 %, 23,1 % соответственно.
 Об уровне развития малого и среднего бизнеса Алтайского края говорят итоги рейтингов, сформированных в 2015 году:
· по результатам формируемого Агентством стратегических инициатив национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах страны Алтайский край среди регионов Сибирского Федерального округа занял третье место, в общем рейтинге – 38 место из 76 субъектов, улучшив позиции по направлению «Поддержка малого и среднего предпринимательства» на две ступени;
· 2 место среди регионов Сибирского федерального округа по оценке аналитического центра Российского Банка поддержки малого и среднего предпринимательства (предшествующий рейтинг – 6 место);
· регион стал победителем Национальной премии в области предпринимательской деятельности «Золотой Меркурий» в номинации «Лучший регион с наиболее благоприятными условиями для развития предпринимательства», учрежденной Торгово-промышленной палатой России и поддерживаемой Советом Федерации Российской Федерации, Государственной Думой Российской Федерации, Минэкономразвития России.
Служба занятости населения вносит свой вклад в развитие данного направления, через реализацию мероприятия по содействию самозанятости безработных граждан. Оно направлено на решение конкретных задач муниципалитетов, на развитие бизнесов важных и приоритетных для территорий.
 
Так на протяжении 8 лет (с 2009 года) службой занятости населения поддерживается предпринимательская инициатива безработных граждан. За это время более 11 тыс. безработных граждан открыли собственное дело и создали дополнительные рабочие места.
Безработные граждане открывают различные виды бизнеса в сфере производства, услуг населению, в сфере сельского хозяйства.
 
Важно, что в нашем крае все больше предпринимателей понимают, что социальная составляющая бизнеса не только обязательна, но и прибыльна. Так граждане создали более 550 социальных проектов в сфере дошкольного образования, по уходу за престарелыми гражданами, по обеспечению населения водой, по сбору, утилизации и переработки мусора, по производству хлеба и хлебобулочных изделий.
 
В территориях имеется положительная практика по созданию кооперативов безработными гражданами. Всего создано 13 кооперативов в различных сферах (утилизация и переработка мусора, овощеводство, пищевое производство и производство в сфере строительства и т.д.).
Эта форма дает возможность безработным гражданам: повысить свои доходы (получать от полученной прибыли в кооперативе дивиденды и заработную плату, при условии осуществления трудовой деятельности в кооперативе); объединить знания и навыки для ведения совместного бизнеса; получить постоянное место работы; обеспечить всех членов материально-техническими ресурсами, предоставляемыми в кооперативе; разделять риски между членами кооператива.
 
В крае накоплен колоссальный практический опыт вовлечения клиентов службы занятости в предпринимательскую деятельность. Это предоставление широкого спектра информационно-консультационных услуг (с предоставлением информационных и справочных материалов на бумажном и электронном носителе); обучение технологии создания собственного дела; проведение различных мероприятий (обучающие бизнес-тренинги с привлечением практиков и тематические бизнес-сессии, единый информационный день, приуроченный ко дню предпринимательства).
 
Бизнес большинства людей, в прошлом оказавшихся без работы, стабильно и благополучно развивается. Этому способствует сопровождение начинающих предпринимателей: продвижение их на различные формы финансово-кредитной поддержки, предусмотренной в Алтайском крае; организация участия в различных форумах и других мероприятиях, проводимых в целях развития и поддержки малого и среднего предпринимательства Алтайского края; организация специальных коммуникационных площадок для налаживания кооперационных связей начинающих предпринимателей с действующими организациями.
 В 2016 году финансовую поддержку при открытии собственного дела получат еще 85 безработных граждан, общий объем средств краевого бюджета, предусмотренный на реализацию данного мероприятия, составит 5,2 млн. рублей.
 
О плюсах мероприятия по содействию самозанятости безработных граждан
 
Для граждан, планирующих открыть собственное дело – это возможность выхода из тени (легализация бизнеса).
Плюсы:
формирование страхового стажа;
возможность привлечения финансово-кредитных средств на развитие бизнеса из разных источников;
выход со своей продукцией или услугами на различные рынки сбыта.
 
Как показала практика, бизнес многих безработных граждан вырастал из любимого хобби.
Управление по занятости населения формирует и распространяет положительный опыт создаваемых бизнесов. Изданы 2 книги «От безработицы к собственному бизнесу. Главное начать!». Положительный опыт также формируется на информационном портале Алтайского края по труду и занятости населения в специально созданном разделе «Начать свой бизнес». Кроме того, в помощь гражданам, желающим открыть собственное дело, на сайте сформирован и постоянно обновляется «Банк бизнес-идей».
 
Для действующих предпринимателей:
Одним из механизмов экономического развития действующей организации является передача сторонним организациям части бизнес-процесса или реализация нового проекта в целях расширения возможностей для получения прибыли.
 В настоящее время актуальна передача таких бизнес-процессов как, бухгалтерский учет, уборка помещений, транспортные услуги и другие. Таким образом, появляется возможность не создавать штатную единицу, а создать кооперационную связь со специализированной службой.
 
Служба занятости населения оказывает содействие в поиске потенциальных партнеров для действующего бизнеса из предпринимателей, открывших собственное дело при содействии службы занятости населения, или граждан, которые только планируют открыть собственное дело. При необходимости граждане могут быть направлены на обучение. Для встречи потенциальных партнеров создаются специальные площадки, проводятся бизнес-сессии и прочие мероприятия.
 
 
О государственной услуге по содействию самозанятости безработных граждан
Государственная услуга по содействию самозанятости включает:
оценку степени готовности безработного гражданина к осуществлению предпринимательской деятельности, созданию крестьянского (фермерского) хозяйства, реализации самозанятости (тестирование);
организацию подготовки бизнес-плана и получения знаний и навыков, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности, безработным гражданином, принявшим решение о целесообразности осуществления предпринимательской деятельности (предоставление информационно-консультационных услуг; обучение по курсу «Технология создания собственного дела»);
оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшими профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, финансовой помощи.
 
 
Получатели государственной услуги
 
Граждане, признанные в установленном порядке безработными.
Граждане, признанные в установленном порядке безработными и прошедшие профессиональное обучение, получившие дополнительное профессиональное образование по направлению службы занятости населения, обратившиеся в центр занятости населения с заявлением о предоставлении финансовой помощи и осуществившие государственную регистрацию предпринимательской деятельности в течение 60 календарных дней с момента окончания указанными гражданами профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования.
 
Виды финансовой поддержки, оказываемые службой занятости населения
 
единовременная финансовая помощь при государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства;
единовременная финансовая помощь на подготовку документов для государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства.
 
Размеры финансовой поддержки
 
Размер финансовой помощи при государственной регистрации, предоставляемой гражданину, составляет 12-кратную максимальную величину пособия по безработице (58,8 тыс. рублей).
Размер финансовой помощи на подготовку документов, предоставляемой гражданину, определяется его расходами на подготовку документов, необходимых для государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя, крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе оплату государственной пошлины, оплату нотариальных действий и услуг правового и технического характера, приобретение бланочной документации, изготовление печатей, штампов.
 
Условия предоставления финансовой помощи при государственной регистрации
 
Необходимыми условиями являются:
признание гражданина в установленном порядке безработным либо признание гражданина в установленном порядке безработным, прохождение им полного курса профессионального обучения, получение дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости населения и обращение его в центр занятости населения с заявлением о предоставлении финансовой помощи при государственной регистрации, осуществление государственной регистрации предпринимательской деятельности в течение 60 календарных дней с момента окончания гражданином профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования;
получение гражданином рекомендации в рамках предоставления центром занятости населения государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан;
положительное заключение муниципальной комиссии в отношении представленного гражданином технико-экономического обоснования проекта;
заключение договора, предусматривающего предоставление финансовой помощи при государственной регистрации, между центром занятости населения и гражданином;
получение и представление гражданином в центр занятости населения документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц или в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (далее – «Реестр»).
 
Приоритетное право имеют граждане, относящиеся к следующим категориям:
граждане, уволенные по причинам сокращения численности или штата работников, ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуального предпринимателя;
молодежь в возрасте до 30 лет;
инвалиды;
выпускники профессиональных учебных заведений;
женщины, имеющие детей в возрасте до 3-х лет;
граждане, имеющие детей-инвалидов;
многодетные родители.
 
Для получения финансовой помощи при государственной регистрации гражданин представляет в центр занятости населения следующие документы:
заявление на предоставление финансовой помощи при государственной регистрации;
бизнес-план, прошедший отбор.
Отбор бизнес-планов, выдача заключений о выполнении гражданами условий предоставления финансовой помощи, а также решение вопроса уважительности причин досрочного прекращения предпринимательской деятельности осуществляется комиссиями, созданными органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края.
 
Критериями оценки бизнес-плана являются:
готовность бизнес-плана к его реализации (уровень проработки организационных вопросов, наличие предварительных договоров аренды помещения, наличие рынка сбыта, поставщиков необходимого оборудования и сырья, прочее);
новизна деятельности для территории, на которой планируется ее осуществление;
конкретность и социальная значимость ожидаемых результатов осуществляемой деятельности;
осуществление производственной и сельскохозяйственной деятельности, оказание услуг и выполнение работ, обеспечивающих бытовые потребности населения;
конкурентоспособность и востребованность производимой продукции, оказываемых услуг, выполняемых работ;
количество создаваемых рабочих мест, в том числе для трудоустройства безработных граждан, и уровень заработной платы;
размер средств, направляемых на развитие предпринимательской деятельности, включая собственные средства и имущественные возможности (оборудование, помещение, сырье и т.д.);
наличие перспективы получения других форм государственной поддержки при условии соответствия бизнес-плана необходимым требованиям для их предоставления;
планируемый размер прибыли и налогов в бюджеты всех уровней;
сроки окупаемости и реализации проекта.
 
Заключение договора. В случае вынесения комиссией положительного заключения по представленному гражданином бизнес-плану между центром занятости населения и гражданином заключается договор, предусматривающий оказание финансовой помощи.
Перечисление финансовой помощи производится в виде единовременного платежа либо в несколько этапов (по мере поступления финансовых средств) на лицевой (расчетный) счет гражданина в течение 60 дней с даты внесения записи в Реестр.
 
Гражданин, получивший финансовую помощь при государственной регистрации, обязан осуществлять ее использование в соответствии с целевым назначением и осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с бизнес-планом не менее 36 месяцев.
Целевым использованием гражданином финансовой помощи при государственной регистрации признается ее расходование в рамках осуществления предпринимательской деятельности с соблюдением условий бизнес-плана, прошедшего отбор.
 
В случае изменения гражданином, получившим финансовую помощь при государственной регистрации, вида, места (населенный пункт) осуществления предпринимательской деятельности, состава членов кооператива указанные изменения бизнес-плана должны быть рассмотрены и согласованы комиссией.
 
Гражданин, получивший финансовую помощь, обязан не прекращать осуществление предпринимательской деятельности ранее окончания срока, предусмотренного договором между центром занятости населения и гражданином, или письменно уведомить комиссию и центр занятости населения о невозможности осуществления предпринимательской деятельности по уважительным причинам (заболевание или увечье гражданина, связанное с утратой трудоспособности, препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина) в течение 5 рабочих дней с момента, когда гражданину стало известно о наличии таких причин, для решения комиссией вопроса о наличии уважительных причин прекращения гражданином предпринимательской деятельности.
 
Гражданин, прекративший предпринимательскую деятельность до истечения предусмотренного договором срока без уважительных причин, обязан возместить центру занятости населения понесенные затраты в полном объеме.
 
Повторное предоставление гражданину финансовой помощи при государственной регистрации не допускается.
Контроль за выполнением условий договора.
Центр занятости населения, комиссия вправе осуществлять проверки выполнения гражданином своих обязательств, в том числе документарные путем истребования документов, подтверждающих целевое использование бюджетных средств финансовой помощи при государственной регистрации, а также выездные.
 
В целях подтверждения целевого использования финансовой помощи при государственной регистрации гражданин обязан в течение 5 рабочих дней со дня истечения срока осуществления предпринимательской деятельности, предусмотренного договором, представить в центр занятости населения документы, подтверждающие выполнение своих обязательств в полном объеме, а также представить в комиссию отчет об осуществлении предпринимательской деятельности с приложением копий подтверждающих документов.
 
Комиссия на основании представленного гражданином отчета осуществляет оценку исполнения им обязательств по осуществлению предпринимательской деятельности в соответствии с условиями бизнес-плана. По результатам указанной оценки комиссия в письменной форме выдает гражданину и центру занятости населения копию соответствующего заключения.
 
 
 
Условия предоставления финансовой помощи на подготовку документов
 
Необходимыми условиями предоставления гражданам финансовой помощи на подготовку документов являются:
признание гражданина в установленном порядке безработным либо признание гражданина в установленном порядке безработным и прохождение им полного курса профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости населения, обращение его в центр занятости населения с заявлением о предоставлении финансовой помощи на подготовку документов и осуществление государственной регистрации предпринимательской деятельности в течение 60 календарных дней с момента окончания гражданином профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования;
получение и представление гражданином в центр занятости населения документа, подтверждающего факт внесения записи в Реестр;
представление гражданином в центр занятости населения документов, подтверждающих расходы на подготовку документов, необходимых для государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя, крестьянского (фермерского) хозяйства, оплату государственной пошлины, оплату нотариальных действий и услуг правового и технического характера, приобретение бланочной документации, изготовление печатей, штампов.
 
 
Об информационно-консультационных услугах и обучении в целях последующей регистрации предпринимательской деятельности
 
Гражданам, признанным в установленном порядке безработными, предоставляется:
 информационно-консультационные услуги (с предоставлением информационных и справочных материалов на бумажном и электронном носителе);
 обучение технологии создания собственного дела.
 
Информационно-консультационные услуги включают ознакомление безработного гражданина:
 с основами предпринимательской деятельности (экономическими и правовыми аспектами предпринимательства, формами поддержки предпринимательства, направлениями маркетингового анализа состояния и тенденций развития видов экономической деятельности, спроса и предложения товаров, работ, услуг, степенью развития конкуренции в выбранной сфере деятельности);
 с основными требованиями, предъявляемыми к структуре и содержанию бизнес-плана.
Кроме того, службой занятости населения проводятся мероприятия в рамках акции «Свое дело – ключ к успеху», направленные на содействие самозанятости безработных граждан и развитию устойчивого бизнеса начинающих предпринимателей из числа бывших безработных (обучающие бизнес-тренинги с привлечением практиков и тематические бизнес-сессии по формам и видам государственной поддержки; содействию в поиске потенциальных партнеров, инвесторов, клиентов; созданию социально важных проектов).
 
Обучение по курсу «Технология создания собственного дела» включает непосредственное знакомство безработных граждан с технологией создания собственного дела и помощь в создании устойчивой модели его развития.
Обучиться по данному курсу могут граждане, желающие открыть собственное дело, но не имеющие необходимых знаний.
Слушатели знакомятся с документацией по ведению бухгалтерского учета, налогообложению с учетом вида деятельности, договорной работой на поставку товара и оказание услуг. Рассматриваются варианты продвижения товара на рынке, его реклама, акции и презентации предприятия через средства массовой информации. Особое внимание получает вопрос трудовых отношений. Разъясняется, как правильно оформить документы при приеме на работу, оформить предоставление отпуска.
Более половины учебного процесса занимает стажировка слушателей у состоявшихся предпринимателей, либо практическое обучение на базе учебных фирм и учебно-производственных подразделений образовательных организаций.
 
Также имеется возможность пройти курс обучения «Технология создания собственного дела» дистанционно, без выезда в краевую столицу.
Кроме того, служба занятости населения организует профессиональное обучение по профессиям и специальностям, по которым возможно организовать предпринимательскую деятельность.
 
Дополнительные мероприятия, проводимые службой занятости населения для начинающих предпринимателей
 
Служба занятости населения сопровождает начинающих предпринимателей от момента зарождения идеи до ее реализации в устойчивый бизнес («точка безубыточности»).
Реализуются следующие мероприятия в рамках сопровождения начинающих предпринимателей:
содействие в продвижении на другие формы финансово-кредитной поддержки (оперативное информирование о проводимых конкурсах и грантах; помощь в сборе необходимых документов и др.);
содействие по участию в различных форумах и других мероприятиях, проводимых в целях развития и поддержки малого и среднего предпринимательства Алтайского края;
организация специальных площадок (бизнес-сессий) для развития долгосрочных кооперационных связей начинающих предпринимателей с действующими организациям.
 
Другие виды финансово-кредитной поддержки
 
Предпринимательская инициатива граждан поддерживается в рамках государственной программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае» на 2014 – 2020 годы, утвержденной постановлением Администрации края от 24.01.2014 № 20.
 
Органом исполнительной власти Алтайского края, обеспечивающим реализацию на территории края единой государственной политики по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства и потребительского рынка, является управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры.
 
В крае функционируют более 100 объектов инфраструктуры, предоставляющих широкие возможности для информационного и консультационного обеспечения субъектов предпринимательской деятельности, оказания им имущественной, образовательной и финансово-кредитной поддержки.
В их числе краевой Центр поддержки предпринимательства; муниципальные информационно-консультативные центры; два бизнес-инкубатора в г. Барнауле и г. Бийске; Алтайский центр кластерного развития; Алтайский краевой центр координации поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства; некоммерческие организации «Алтайский фонд микрозаймов» и «Алтайский гарантийный фонд».
 
Во всех районах и городах края приняты и реализуются муниципальные программы поддержки и развития малого бизнеса. Действует механизм софинансирования данных программ из федерального и краевого бюджетов.
Получить актуальную информацию о реализации в регионе политики государственной поддержки бизнеса можно на официальных сайтах:
информационном портале Алтайского края по труду и занятости населения (www.trud22.ru в разделе «Начать свой бизнес» / «Государственная поддержка и конкурсы»);
управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры (www.altsmb.ru);
портале малого и среднего предпринимательства Алтайского края (www.smp22.ru).
 
Основные виды государственной поддержки:
предоставление целевых грантов на создание собственного бизнеса;
микрокредитование (Алтайский фонд микрозаймов);
получение заемных средств с привлечением поручительства Алтайского гарантийного фонда;
субсидирование части затрат по договорам финансовой аренды (лизинга) техники и оборудования и субсидирование части затрат, связанных с приобретением оборудования;
субсидирование процентной ставки по кредитам, выданным субъектам малого и среднего предпринимательства на строительство (реконструкцию) для собственных нужд производственных зданий, строений, сооружений и (или) приобретение оборудования в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров;
субсидирование части затрат на организацию групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста и иных подобных им видов деятельности по уходу и присмотру за детьми.