• Управление по труду и занятости населения Алтайского края в микроблоге Твиттер
  • Управление по труду и занятости населения Алтайского края в Фейсбуке
  • Управление по труду и занятости населения Алтайского края в Живом журнале

Материалы для проведения единого информационного дня центрами занятости населения по теме: «Повышение социальной ответственности работодателей – путь к повышению эффективности занятости населения» (29.07.2016)
 
Важным механизмом повышения качества рабочих мест, обеспечения эффективности занятости населения является формирование социально ответственного поведения работодателей на рынке труда. Данная работа, начатая в крае в 2009 году, получила новый импульс с принятием указа Губернатора Алтайского края от 12.03.2015 № 22 «О повышении социальной ответственности работодателей Алтайского края».
 
В документе определены приоритеты: защита интересов работника, как более уязвимого участника трудовых отношений, и государственная поддержка социально ответственного бизнеса. Установлены критерии отнесения работодателей Алтайского края к категориям «социально ответственный работодатель» и «социально ориентированный работодатель». Их – 17, сгруппированы они в пять блоков: трудовое законодательство; социальное партнерство; заработная плата; охрана труда и поддержание здорового образа жизни работников; законодательство о налогах и сборах, о пенсионном обеспечении, законодательство об обязательном социальном страховании.
 
Для оценки своей деятельности на рынке труда и получения соответствующего статуса работодатели на добровольной основе подают в Главтрудсоцзащиту декларацию. Заполнение декларации - это своего рода форма самоконтроля работодателем соблюдения требований действующего законодательства. Она позволяет принять предупредительныемеры, в случае несоответствия каким-либо критериям, не дожидаясь прихода контрольно-надзорных органов.
 
Работодатели, успешно прошедшие социальную экспертизу, включаются в реестр социально ответственных и социально ориентированных работодателей Алтайского края. Внесение работодателя в указанный реестр является гарантией соблюдения им трудового законодательства и предложения достойных условий и оплаты труда работникам, а также гарантией государственной поддержки.
 
Если в 2009 году краевой реестр социально ответственных и социально-ориентированных работодателей начинался с 9 работодателей, то на сегодняшний день их 374, которые обеспечивают эффективную занятость более 51 тыс. человек.
В числе социально ответственных и социально ориентированных работодателей - представителей реального сектора экономики более 52% составляют предприятия малого бизнеса.
 
Также в реестре состоят 13 крупных предприятий края с численностью работающих свыше 1000 человек. Это 3 учреждения здравоохранения (КГБУЗ «Центральная районная больница, г. Бийск», КГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи, г. Барнаул», КГБУЗ «Краевая клиническая больница») и 10 предприятий реального сектора экономики (ЗАО «Алейскзернопродукт» имени С.Н. Старовойтова, ОАО «НК «Роснефть» –  «Алтайнефтепродукт», ОАО «Кучуксульфат», ОАО «Сибирь-Полиметаллы», ОАО «Барнаульский пивоваренный завод», ОАО «Алтайский приборостроительный завод «Ротор», ОАО «ФНПЦ «Алтай», ЗАО «Алтайский бройлер», ОАО «Алтайвагон», АО «Курорт Белокуриха»).
 
Ряд предприятий края неоднократно подтверждают свой высокий статус. Для них наличие статуса «социально ответственный работодатель Алтайского края» является делом чести! В числе таких работодателей  крупнейшие промышленные предприятия региона - ОАО «Кучуксульфат», ОАО «АПЗ «Ротор», предприятия сельского и лесного хозяйства – ОАО «Индустриальный», СПК «Быковский (Шипуновский район), ООО «Приобье» (Шелаболихинский район), ООО Яровское (Алейский район), ООО «Алтай-Форест» (Тальменский район), других сфер деятельности – ОАО «Авиационное предприятие «Алтай».
В 2013 году был повышен  критериальный порог вхождения в реестр социально ответственных работодателей Алтайского края, а именно, для получения статуса показатель уровня среднемесячной заработной платы установлен на уровне среднемесячного показателя, сложившегося по соответствующему виду экономической деятельности в СФО. Конечно, это высокая планка социальной ответственности работодателей, взять которую удается не всем, но необходимо развиваться, повышать производительности труда, уровень доходов и качество жизни жителей края.
 
Следует отметить, что из почти 1500 деклараций, поданных работодателями за период реализации проекта, по 653 - выданы отрицательные заключения (на 01.07.2016).Основными причинами выдачи работодателям отрицательных заключений являются:низкий уровень заработной платы, непроведение или частичное (неполное) проведение специальной оценки условий труда (включая ранее проводимую аттестацию рабочих мест по условиям труда), непрохождение обучения по охране труда, невыполнение установленной законодательством квоты приема на работу инвалидов, наличие задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и сумм налоговых санкций.
На отдельных критериях социальной ответственности работодателей необходимо остановиться особо.
 
Заработная плата.
В соответствии со статьей 136 Трудового кодекса РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.
Размер месячной заработной платы работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, осуществляющими деятельность на территории Алтайского края, не может быть ниже размера минимальной заработной платы, установленного Региональным соглашением о размере минимальной заработной платы в Алтайском крае на 2016-2018 годы.
 
Региональным соглашением минимальная заработная плата установлена:
для работников внебюджетного сектора экономики - в размере 9400 рублей;
для работников бюджетного сектора экономики, а также работников, участвующих в общественных работах или временно трудоустроенных по договорам между работодателями и органами службы занятости населения, - в соответствии с Федеральным законом от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (с 1 июля  2016 года - 7500 рублей).
В соответствии со статьей 134 Трудового кодекса РФ государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
 
Обязательства работодателей по увеличению уровня заработной платы закреплены вРегиональном соглашении между Алтайским краевым объединением организаций профсоюзов, краевыми объединениями работодателей и Администрацией Алтайского края на 2014-2016 годы.
 
Работодатели внебюджетного сектора экономики взяли на себя обязательство обеспечивать оплату труда работников не ниже размера, предусмотренного в отраслевых тарифных соглашениях, действующих в отношении работодателя, а в случае их отсутствия - обеспечивать темп роста средней заработной платы в 2016 году не менее 110 % в организациях, где средняя заработная плата менее 21000 рублей, в организациях сельского хозяйства – менее 13500 рублей.
 
Следует отметить, что действие вышеназванных соглашений распространяется на всех работодателей Алтайского края.
Уровень и темпы роста заработной платы в разрезе муниципальных образований конкретизируются в соглашениях между Администрацией Алтайского края и администрациями муниципальных районов (городских округов) о взаимодействии в области социально-экономического развития; в соглашениях между Главтрудсоцзащитой и органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов о взаимодействии по обеспечению эффективной занятости населения, а также в территориальных соглашениях, заключаемых с работодателями и профсоюзами.
 
При проведении социальной экспертизы деятельности предприятий в рамках добровольного декларирования с целью получения соответствующего статуса, а также в ходе социальной экспертизы инвестиционных проектов, реализуемых при оказании государственной поддержки за счет средств краевого бюджета, положительные заключения выдаются при условии обеспечения уровня среднемесячной заработной платы не ниже, чем в среднем по соответствующему виду экономической деятельности в Сибирском федеральном округе за соответствующий период. Для отнесения к категории «социально ориентированный работодатель» предприятие должно обеспечивать среднемесячную заработную плату не менее чем на 90 % от среднего уровня по соответствующему виду экономической деятельности в Сибирском федеральном округе.
 
Охрана труда и поддержание здорового образа жизни работников.
 
Оценка условий труда.
Основой для принятия мер по уменьшению негативного воздействия производственных факторов на здоровье работников являются результаты специальной оценки условий труда (включая ранее проводимую аттестацию рабочих мест по условиям труда).
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», которым реформирована процедура оценки условий труда на рабочих местах.
 
На момент подачи декларации для отнесения к категории «социально ответственный работодатель» или «социально ориентированный работодатель» исследования условий труда (в рамках аттестации рабочих мест либо специальной оценки) должны быть проведены на всех рабочих местах.
 
Профессиональное обеспечение соблюдения требований охраны труда.
В этих целях проводится обучение по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей – индивидуальных предпринимателей с последующей проверкой знания ими требований охраны труда.
 
Уровень производственного травматизма.
Неблагоприятные условия труда, наличие травмоопасных факторов на рабочих местах, отсутствие профессионального обеспечения соблюдения требований охраны труда порождают высокий уровень производственного травматизма.
Показатели уровня производственного травматизма и отсутствие несчастных случаев со смертельным исходом по вине работодателя внесены в перечень критериев социальной ответственности работодателей.
 
Так, количество тяжелых несчастных случаев на производстве за 12 месяцев, предшествующих дате подачи декларации, может составлять:
не более 1 несчастного случая в организациях с классами профессионального риска 1 – 8;
не более 2 несчастных случаев в организациях с классами профессионального риска 9 – 16;
не более 3 несчастных случаев в организациях с  классами профессионального риска 17 – 24;
не более 4 несчастных случаев в организациях с классами профессионального риска 25 – 32.
Несчастные случаи со смертельных исходом по вине работодателя должны отсутствовать на производстве в течение 12 месяцев, предшествующих дате подачи декларации о соответствии деятельности установленным критериям.
 
Организация проведения периодических медицинских осмотров работников, занятых на работах, при выполнении которых проводятся такие осмотры.
Трудовой кодекс Российской Федерации возлагает на работодателя обязанность по обеспечению сотрудников безопасными условиями труда. Работодатель в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде и иными нормативно-правовыми актами, организовывает проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу), периодических (во время трудовой деятельности) и внеочередных медицинских осмотров (ст.212 ТК РФ).
 
Критерием данного показателя для присвоения соответствующего статуса является 100% охват медицинскими осмотрами подлежащих такому осмотру либо наличие календарного графика проведения периодического осмотра в течение текущего года.
 
Организация питания работников предприятия.
Статьей 108 Трудового Кодекса РФ установлено, что в течение рабочего дня работникам должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается. На работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.
 
В ходе социальной экспертизы учитывается наличие у работодателя столовой (оборудованной комнаты приема пищи), подтвержденное выпиской из коллективного договора или информацией работодателя об организации питания работников предприятия.
Согласно статье 41 Трудового кодекса РФ в коллективном договоре могут быть также установлены обязательства работодателя по частичной или полной оплате питания работников.
 
Возможность работников регулярно заниматься физической культурой и спортом.
Кадровая политика современных предприятий должна быть направлена на пропаганду и формирование здорового образа жизни, оздоровление работников и их реабилитацию после физических и умственных нагрузок, поддержание высокого уровня работоспособности и физического состояния работников, организацию физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с работниками и членами их семей, оптимизацию финансовых затрат на организацию и проведение физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы.
 
Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа на многих предприятиях Алтайского края носит плановый характер и направлена на решение задач, связанных с увеличением количества физически подготовленных и здоровых работников, повышением их работоспособности и уровня физического развития. Это обеспечивает для работодателей снижение заболеваемости работников и повышение производительности и качества их труда.
Критерием оценки данного показателя является наличие плана (программы или раздела в коллективном договоре предприятия) спортивных мероприятий, соответствующего локального нормативного акта организации. Также учитывается информация официальных источников (сайты, СМИ) об участии трудовых коллективов в различных спортивно-массовых мероприятиях.
 
Соблюдение квоты приема на работу инвалидов.
Работодателям, численность работников которых составляет более 100 человек, установлена квота приема на работу инвалидов в размере четырех процентов к среднесписочной численности работников в соответствии с законом Алтайского края от 6 июля 2006 года № 59-ЗС «Об установлении в Алтайском крае квоты приема на работу инвалидов».
Порядок выполнения установленной квоты приема на работу инвалидов на территории края утвержден приказом управления Алтайского края по труду и занятости населения от 13.05.2013 № 10-01/96 (ред. от 03.11.2015).
 
Расчет квоты осуществляется работодателями самостоятельно. При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда в соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
По состоянию на 01.06.2016 подпадает под действие закона о квотировании рабочих мест для инвалидов 748 работодателей. На квотируемых рабочих местах работает 4176 инвалидов.
 
Дополнительным вариантом выполнения квоты является заключение договора о создании или выделении рабочих мест для трудоустройства инвалидов в счет квоты у любого другого работодателя. По условиям такого договора инвалид принимается в штат этого работодателя (исполнителя), а квотируемая организация (заказчик) компенсирует этому работодателю расходы на выплату заработной платы.
Организация может самостоятельно выбрать исполнителя для заключения договора – им может быть общественная организация инвалидов, предприниматель или любой другой работодатель, расположенный в любом населенном пункте Алтайского края.
 
Социальное партнерство.
Действующее трудовое законодательство переводит решение многих вопросов в рамки договорных отношений посредством заключения соглашений и коллективных договоров между работниками и работодателями.
 
Работодатели, претендующие на включение в реестр социально ответственных и социально ориентированных работодателей, должны исполнять обязательства соглашений, действующих на соответствующем уровне социального партнерства.
В Алтайском крае наряду с Региональным соглашением между Алтайским краевым объединением организаций профсоюзов, краевыми объединениями работодателей и Администрацией Алтайского края на 2014-2016 годы, Региональным соглашением о размере минимальной заработной платы, действует 21 региональное отраслевое, 69 территориальных трехсторонних соглашений.
 
В соответствии с п. 2.5.3 Регионального соглашения между Алтайским краевым объединением организаций профсоюзов, краевыми объединениями работодателей и Администрацией Алтайского края на 2014-2016 годы работодатели взяли на себя обязательство инициировать заключение коллективных договоров в организациях в целях обеспечения реализации обязательств по Соглашению, а также установления работникам дополнительных льгот и гарантий. Дополнительные льготы, гарантии и важные для работников нормы конкретизировать в приложениях к коллективному договору, в том числе в Положении об оплате труда, перечне мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков и других.
Коллективный договор гарантирует работодателю уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль, если в нем предусмотрены расходы:
на бесплатное или льготное питание;
оплату проезда к месту работы и обратно на общественном транспорте или служебном автобусе;
надбавки к тарифным ставкам и окладам, премии за достижения в труде, доплаты в повышенном размере за совмещение, работу в выходные и праздничные дни;
улучшение условий и охраны труда.
 
В соответствии со ст.50 Трудового кодекса РФ и п.п. 2.5.9 Соглашения коллективный договор в течение 7 дней со дня подписания направляется работодателем, представителем работодателя на уведомительную регистрацию в краевые государственные казенные учреждения службы занятости населения, расположенные в соответствующих муниципальных образованиях.
По итогам 1 квартала 2016 года охват работников коллективными договорами по районам Алтайского края остается на достаточно высоком уровне 84,5%(2015 год 84,8%).
Лидирующие позиции по данному показателю занимает 21 район края: Солонешенский –100%; Алейский – 99,1%; Кытмановский – 99%; Поспелихинский – 97,1%; Усть–Калманский – 98,5%; Панкрушихинский – 94,6%; Курьинский – 96,6%; Первомайский – 95,3%; Усть–Пристанский – 96,4%; Хабарский – 96,9%, Зональный – 93,8%; Тальменский – 96%; Шипуновский – 93,7%; Красногорский – 95,6%; Топчихинский – 93,6%; Табунский – 90,6%; Бурлинский – 91,1%; Крутихинский – 90,7%; Целинный – 95,5%; Ребрихинский – 90,1%; Шелаболихинский – 90,1%.
 
19 районов края превысили среднерайонный показатель: Ельцовский район – 89,8%; Благовещенский район – 86%; Третьяковский район – 89,9%; Баевский район – 85,1%; Мамонтовский район – 86,2% ; Тюменцевский район – 87,9%; Новичихинский район – 87,5%; Троицкий район – 88,9%; Кулундинский район – 86,1%; Рубцовский район – 85,3%; Родинский район – 86,1%; Быстроистокский район – 85,8%; Косихинский район – 87,4%; Егорьевский район – 85,2%; Бийский район – 84,9%; Заринский район – 89,3%; Ключевский район – 88,5% ; Михайловский район – 88,2%; Немецкий район – 89,3%;
Наиболее низкие показатели зафиксированы в таких районах, как: Смоленский – 47,4%; Волчихинский – 37,3%.
По итогам 1 квартала 2016 года охват работников коллективными договорами по городам Алтайского края составил 55,2% (2015 год 54,4%).
Лидирующие позиции среди городов занимают: г.Заринск – 93%; г.Бийск – 88,5%; г.Славгород – 84%; г.Белокуриха – 81,4%; г.Алейск – 81%.
 
Наибольшее количество коллективных договоров заключено в отрасли образования – 97,2%, здравоохранения и предоставления социальных услуг – 97,2%, добыча полезных ископаемых – 94,8%, производства и распределения электроэнергии, газа и воды – 87,8%, обрабатывающие производства – 85,2%, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство – 80,9%, транспорт и связь – 86,8%, предоставления прочих коммунальных, социальных и персональных услуг – 85,8%
Сравнительно низкий охват работников коллективными договорами отмечается в организациях, осуществляющих операции с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг (51,7%), в сфере гостиниц и ресторанов (54,5%), оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (51,3%), финансовой деятельности (47,6%).
 
На территории Алтайского края действует 6561 коллективных договоров охватывающих 416732 работников края. По итогам 1 квартала 2016 года охват работников колдоговорами в целом по краю составил 65,6%. (64,8% 2015 год)
Задача 2016 года - 100 - процентное заключение коллективных договоров в организациях бюджетной сферы и не менее 70 % в остальных отраслях.
В соответствии со ст.29 Трудового кодекса РФ интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.
Работодатели Алтайского края взяли на себя обязательство оказывать содействие созданию и укреплению первичных профсоюзных организаций, в том числе в организациях малого и среднего бизнеса с численностью более 15 человек (п.2.5.6 регионального Соглашения).
 
Законодательство о налогах и сборах, о пенсионном обеспечении, законодательство об обязательном социальном страховании.
Работодатели, претендующие на отнесение к категориям «социально ответственный работодатель» или «социально ориентированный работодатель» не должны иметь неисполненной обязанности по уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации налогов, сборов, пеней и сумм налоговых санкций, за исключением случаев наличия у работодателя задолженности, возможность взыскания которой утрачена, и случаев наличия рассроченной, отсроченной задолженности, в том числе в порядке ее реструктуризации.
 
Кроме того, у работодателя должна отсутствовать неисполненная обязанность по уплате, в соответствии с законодательством Российской Федерации, страховых взносов во внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, фонды обязательного медицинского и социального страхования).
 
Соответствующая информация о работодателях, подавших декларации, запрашивается Главтрудсоцзащитой в Управлении Федеральной налоговой службы России по Алтайскому краю, в государственном учреждении – Алтайском региональном отделении Фонда социального страхования и государственном учреждении – Отделении Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю. С указанными структурами заключены соглашения о взаимодействии по формированию социально ответственного поведения работодателей Алтайского края на рынке труда.
 
 
Меры государственной и муниципальной поддержки.
Работодателям, включенным в реестр социально ответственных и социально ориентированных работодателей, в приоритетном порядке оказываются различные виды государственной поддержки, включая:
содействие в формировании имиджа социально ответственного работодателя;
внесение предложений в Государственную инспекцию труда в Алтайском крае о невключении их в ежегодный план проверок;
оказание мер государственной поддержки, предусмотренных законодательством Алтайского края и осуществляющихся за счет средств краевого бюджета (например, компенсация части банковской процентной ставки по кредитам на реализацию инвестиционных проектов);
предоставление органами службы занятости населения Алтайского края дополнительных услуг по обеспечению потребностей в трудовых ресурсах (предварительный отбор кандидатов на заявленные вакансии, поиск и подбор специалистов редких профессий и специальностей, консультирование и другое).
 
Также в целях формирования положительного имиджа социально ответственных работодателей управлением развернута широкая информационная кампания в средствах массовой информации с использованием различных медийных инструментов.
 
Ежегодный краевой конкурс «Лучший социально ответственный работодатель года».
Для повышения престижа и дальнейшей мотивации социально ответственных работодателей на непрерывное улучшение качества рабочих мест указом Губернатора Алтайского края от 30.04.2014 № 52 учрежден ежегодный краевой конкурс «Лучший социально ответственный работодатель года».
 
Целью конкурса является привлечение внимания общественности и работодателей к социальным вопросам, демонстрация конкретных примеров решения социальных задач, стимулирование работодателей к использованию положительного опыта в данной области.
Конкурс проводится в два этапа (на муниципальном и региональном уровнях) и являетсярегиональным этапом всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности».
 
По итогам первого (муниципального) этапа конкурса в 2016 году победителей и призеров на региональный уровень номинировали 19 территорий края, в их числе города  - Барнаул, Белокуриха, Бийск, Заринск, Новоалтайск, Рубцовск, Славгород, районы – Алейский, Бурлинский, Ключевский, Новичихинский, Павловский, Ребрихинский, Рубцовский, Смоленский, Тальменский, Усть-Калманский, Усть-пристанский, Шипуновский.  
На 07.07.2016 года в Главное управление Алтайского края по труду и социальной защите для участия в конкурсе поступило 74 заявки от 47 работодателей.
 
В соответствии с Планом мероприятий по проведению краевого конкурса «Лучший социально ответственный работодатель года», утвержденным указом Губернатора Алтайского края от 30.04.2014 № 52, ежегодно осуществляется:
до 15 мая - прием органами местного самоуправления заявок работодателей на участие в конкурсе на муниципальном уровне;
до 15 июня - рассмотрение заявок в территориальных трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений;
до 1 июля - представление в Главтрудсоцзащиту пакета документов, необходимых для участия победителей конкурса на муниципальном уровне в конкурсе на региональном уровне.
 
Итоги краевого конкурса будут подведены до 1 октября 2016 года на очередном заседании краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.